Использование дебатов в учебном процессе

Аннотация:  Статья посвящена исследованию дебатов. Дебаты рассматриваются в качестве обучающей технологии, подходящей для учителей. Это универсальный метод обучения для многих дисциплин. В статье подробно рассмотрены различные форматы дебатов, ход и содержание дебатов, опираясь на которые, можно  адаптировать их под свои задачи и цели.

Ключевые слова: дебаты, современный метод обучения, форматы дебатов, технологии обучения.

В современном обществе дебаты – часть обычной среды, окружающей каждого человека: они происходят повсюду: в парламентах разных стран, в СМИ и даже в повседневной жизни. Они вырабатывают и развивают у человека такие качества, как толерантность, целеустремленность, эрудированность, умение делать осознанный выбор и отвечать за него перед собой и обществом, способность иметь свое мнение (способность критического осмысления реальности).

Дебаты позволяют участникам вырабатывать самостоятельность оценок, нравственно- мировоззренческую позицию и поведенческие установки. Дебаты предоставляют реальные возможности каждому участнику развить в себе лидерские качества, которые они имеют возможность проявить на соревнованиях разного уровня вплоть до чемпионатов. В связи с этим актуальным становится необходимость, активного внедрения дебатов в учебном процессе школ. Результативность обучения в современных условиях связана с переходом к личностно-ориентированным, развивающим технологиям, которые помогают не только приобрести знания, умения и навыки по предмету, но и сформировать компетенции, необходимые для адаптации в современном обществе. В этом могут помочь дебаты.

Дебаты имеют многовековую историю. В Древней Греции были гимнасии, гле обучали основном красноречию. В Древнем Риме открывали школы риторов, в которых обучали ораторскому искусству, в Средние века в Европе были распространены диспуты, курсы ораторского мастерства. Эта традиция несколько позже получила свое развитие и в системе образования России. В Московском университете диспуты проводились на 12 языках. В 30-е гг. XX в. в США дебаты сформировались как вид молодежной деятельности — толчок к их развитию дали предвыборные кампании. В настоящее время в США и Европе клуб «Дебаты» есть почти в каждом университете. В 1999 г. была зарегистрирована Международная образовательная ассоциация «Дебаты» (IDEA), в которую вошли 26 стран, в том числе и Россия. Сегодня дебаты — это развивающая игра, почти такая же популярная, как КВН. Такие университеты, как Оксфорд, Гарвард, Сорбонна, Кембридж, имеют собственные клубы дебатов. В России данное движение успешно развивается в МГУ, МГИМО, СПбГУ, НГУ, а теперь и в Сибирском федеральном университете.

Более подробно в прикрепленном материале.

Материалы:

33550cookie-checkИспользование дебатов в учебном процессе